Опубликован Приказ Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)», которым вносятся дополнительные требования к информации направляемой при регистрации и актуализации сведений в реестре объектов НВОС. В большинстве пунктов приказ повторяет требования федеральных законов, но есть и интересные дополнения.
Приказ будет интересен:
- организациям осуществляющим деятельность по строительству капитальных объектов;
- организациям осуществляющим деятельность на объекте на основании договора аренды;
- организациям выпускающим пищевую продукцию и при этом осуществляющим сброс сточных вод в выгребные ямы с последующим вывозом на городские очистные сооружения.
Основные интересные на мой взгляд моменты из РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ приведены далее.
Утверждено приказом Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования от 17.07.2023 N 338
РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧЕТОМ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)
III. Пояснения относительно способа соблюдения обязательных требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований
17. Учитывая отсутствие установленного законом срока представления юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется представлять указанные сведения непосредственно после наступления таких изменений.
Для обеспечения возможности представления заявления и документов для актуализации сведений об объекте НВОС непосредственно после изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется проводить инвентаризацию ДО завершения процесса технического перевооружения объекта НВОС с учетом изменения режима его работы и источников загрязнения окружающей среды.
20. Учитывая отсутствие установленного законом срока по представлению юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Заявления о снятии и сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС, рекомендуется представлять указанные заявление и сведения непосредственно после составления акта о консервации или ликвидации объекта НВОС.
23. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче Заявки, а также по представлению сведений и документов для актуализации учетных сведений об объекте НВОС статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов НВОС.
IV Пояснения относительно особенностей принятия контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения отдельных обязательных требований
24. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.
25. Осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства относит такой объект к числу объектов НВОС в соответствии с приведенным в статье 1 Закона N 7-ФЗ определением объекта НВОС.
Как следствие, у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность по строительству объектов капитального строительства, возникает обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет в государственном реестре.
При этом необходимо учитывать, что постановке на учет в указанном случае подлежит именно объект НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства.
27. При постановке объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, на государственный учет в Заявке указываются даты начала и планируемого завершения строительства.
28. При составлении акта ликвидации объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, для снятия его с государственного учета в качестве обоснования прекращения деятельности по строительству объекта капитального строительства целесообразно использовать предусмотренное статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
29. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется на основании договора аренды, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.
30. Согласно статье 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
В частности, в случае передачи объекта НВОС в пользование или владение на праве аренды или ином законном основании заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет подает арендатор.
При расторжении договора аренды сведения об объекте НВОС подлежат актуализации в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ в связи с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС.
Очень актуальные пояснения особенно для небольших пищевых производств расположенных в сельской местности. Лично сталкивался когда небольшой колбасный цех заставляли ставится на I категорию из за отсутствия в поселке канализации.
31. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на которых осуществляется сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в специально отведенные сооружения с последующим вывозом на очистные сооружения канализации организации, осуществляющей водоотведение, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.
32. Согласно подпункту 19 пункта 1, подпункту 10 пункта 2 Критериев N 2398 осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по производству мяса и мясопродуктов, животных жиров и масла, рыбы, продуктов из рыбы, морепродуктов, растительных жиров и масла, продукции из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочной продукции является критерием отнесения такого объекта как к I, так и ко II категории в зависимости от осуществления на объекте НВОС сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Аналогичная норма установлена подпунктом 22 пункта 1 и подпунктом 28 пункта 2 Критериев N 2398 относительно осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.
33. Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ) определены следующие понятия:
1) водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
2) централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
3) сточные воды централизованной системы водоотведения — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
4) абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
5) транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
6) гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
34. В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Таким образом, при осуществлении на объекте НВОС, подключенном к централизованной системе водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, деятельности по производству пищевых продуктов, а также при выполнении на таком объекте НВОС работ по убою животных объект НВОС может быть отнесен к числу объектов II категории в случаях, если:
1) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения собственными силами;
2) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, не заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения силами сторонней организации, являющейся организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
35. В случае осуществления сброса сточных вод в водный объект отнесение объекта НВОС, на котором осуществляется деятельность по производству пищевых продуктов либо выполняются работы по убою животных, к объектам II категории возможно исключительно в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Очищенные на локальных очистных сооружениях сточные воды должны соответствовать нормативам, установленным в соответствии с требованиями статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», с учетом требований статей 22, 23.1 Закона N 7-ФЗ.