Программа производственного экологического контроля ПЭК — это документ, утверждаемый руководителем предприятие и регламентирующий проведение контроля в области охраны окружающей среды осуществляемого в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Кто разрабатывает программу ПЭК?
Программа ПЭК разрабатывается на объекты негативного воздействия на окружающею природную среду I, II и III категории. Для объектов III категории программа ПЭК является одним из ключевых документов по экологии, так как количества, указанные в отчете по программе производственного контроля, признаются нормативами для данной категории объектов (и учитываются при расчете платы за загрязнение окружающей природной среды).
Изначально требование о необходимости разработки программы для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающею среду (объекты НВОС) вводится ст. 67, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и звучит следующим образом:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Что должна содержать программа производственного экологического контроля (ПЭК)?
Состав программы ПЭК в укрупненном виде расписан в пункте 3 ст. 67, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно федеральному закону ПЭК должен содержать сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Более подробно об информации, которую необходимо указать в программе ПЭК, можно посмотреть в Приказе Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
В каких органах власти и в какие сроки согласуется программа ПЭК ?
Требование о необходимости согласования программы ПЭК в федеральных или региональных органных власти отсутствует в законодательстве. В соответствии со ст. 67, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля утверждается руководителем предприятия.
Ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным годом необходимо заполнить и сдать отчет по программе производственного экологического контроля.
Есть ли штрафные санкции за отсутствие программы ПЭК и отчета по программе ПЭК?
- За отсутствие программы производственного контроля возможен штраф по статье 8.1 КоАП РФ.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
- За нарушение порядка и сроков сдачи отчета по ПЭК возможен штраф по ст. 8.5 КоАП РФ.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Для объектов III категории не сдача отчета по ПЭК приводит к увеличению платы за загрязнение окружающей среды (в этом случае применяется дополнительный коэффициент равный 25).