Требование законодательства о взимании платы за загрязнение окружающей среды установлено статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» и звучит следующим образом:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Монеты

Кто обязан вносить плату за загрязнение окружающей среды ?

Ответ на вопрос «Кто осуществляет внесение платы за загрязнение окружающей среды ?» можно найти в статье 16.1  Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды». В соответствии со статьёй федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

И так, согласно статьи, плату за загрязнение окружающей среды могу не вносить только юридические лица и ИП осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории НВОС. То есть, если у юридического лица (ИП) имеется несколько объектов НВОС и не все они относятся к IV категории, то такое юридическое лицо (ИП) обязано осуществлять плату,  причем и за воздействие оказываемое объектами НВОС IV категории.

Также плату за загрязнение окружающей среды не платят физические лица.

В какой срок производится оплата за загрязнение окружающей среды  ?

Сведения о сроках осуществления оплаты за загрязнение окружающей природной среды нужно смотреть в статье 16.4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды». Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Итак, федеральным законом установлено, что предприятия (кроме организаций относящихся к категории малых и средних) вносят платежи ежеквартально. Причем первые три квартала  не позднее 20 месяца после окончания квартала,  а последний квартал до 1 марат следующего года.  Общие сроки оплаты для организации не относящиеся к категории малых и средних предприятий имеют следующий вид:

  • Первый квартал – до 20 апреля;
  • Второй квартал – до 20 июля;
  • Третий квартал – до 20 октября;
  • Четвертый квартал – до 1 марта.

Организации относящиеся к категории малых и средних авансовые платежи не осуществляют, а  оплачивают все сумму за год до 1 марта.

 

Как определить размер авансового платежа ?

Статьей 16.4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» предусмотрены 3 варианта  расчета авансовых платежей:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год (Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами);

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Итак,  обобщив текст статьи закона можно кратко резюмировать, что можно определить  размер авансового платежа следующими способами: 

  • 1/4 часть от платежа за прошлый год;
  • 1/4 часть от расчета платы по нормативным значениям (то есть нужно посчитать платеж по нормативам установленным в декларации о воздействии на окружающею среду (ДВОС), комплексном разрешении и полученное значение разделить на 4)
  • Последний вариант это произвести расчет по реальным объемам загрязнения окружающей среды за прошедший квартал.

 

Правила исчисления размера оплаты за загрязнение окружающей природной среды.

Размер платы за загрязнение окружающей природной среды определяется в соответствии с постановлением  Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». В общем виде плата за загрязнение окружающей  среды определяется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3  федерального закона №7-фз, и суммирования полученных величин.

Платежная база это собственно объем нашего загрязнения окружающей среды (то есть это количество загрязняющих веществ выброшенных в атмосферу, сброшенных в водные объекты и размещенные на объектах размещения).

Ставки платы установлены для каждого загрязняющего вещества и класс опасности отхода постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».   Ставки платы установлены на 2018 год. Для пересчета ставок платы на последующие года применяется коэффициент индексации. Коэффициент индексации на 2021 г установлен постановлением от 11 сентября 2020 года N 1393 и составляет 1,08.

Стимулирующих коэффициентов довольно много,  все они перечислены в статье 16.3 федерального закона. 

И так давайте их все перечислим:

 

Коэффициенты учитывающие превышения нормативов,  лимитов
коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
 
Коэффициенты для стимулирования утилизации и обезвреживания отходов
коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
При размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.
 
Коэффициенты для стимулирования очистки сточных вод
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее — технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее — технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.

ШтрафыКакие штрафы предусмотрены за несвоевременную оплату ?

За несвоевременное внесение оплаты за загрязнение окружающей среды статьей 8.41. КоАП РФ предусмотрен штраф.

КоАП РФ Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если  вам необходима помощь в проведении расчетов оплаты за загрязнение окружающей среды, пишите нам на адрес mirecologa@yandex.ru и за разумное вознаграждение мы с удовольствием поможем.

Все члены группы независимых разработчиков проекта «Мир эколога» зарегистрированы в налоговых органах как «самозанятые», что позволяет нам предлагать своим клиентам минимальные цены на проектные работы.