Прошло уже два года с тех пор, как в федеральный закон было введено понятие «побочные продукты производства». Однако, к сожалению, до сих пор возникают вопросы, связанные с его практическим применением.
В ответ на запрос проектной организации Росприроднадзор высказал свою точку зрения по некоторым вопросам (№ ТК-10-02-34/43038 от 01.11.2024 г).
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
(Росприроднадзор)
Письмо №ТК-10-02-34/43038 от 01.11.2024 г О рассмотрении обращения
Положениями статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.
К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 27,12.2022 № 4249-р утвержден Перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
Необходимо отметить, что в связи с тем, что побочные продукты производства не являются отходами производства и потребления, получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности для обращения с побочными продуктами производства не требуется.
Пунктом 3 статьи 51.1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются побочные продукты производства, осуществляют их отдельный учет обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51,1 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядком и сроками представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109,
Согласно пункту 6 статьи 51.1 Федерального закона № 7-ФЗ не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации,
При этом вопросы осуществления деятельности по обращению с продукцией не входят в компетенцию Росприроднадзора,
Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом № 184-ФЗ.
Заместитель Руководителя
Т.А. Кузнецова