Аккумуляторы

Многие, кто заключал договор на вывоз отходов первого и второго классов опасности, знают, что этот процесс может затянуться на полгода и более. После заключения договора и согласования заявки проходит от одного до трёх месяцев до фактического вывоза отходов. Такая скорость, конечно, не может не огорчать.

Но это ещё не всё. Иногда отходы не удаётся вывезти более 11 месяцев. В таких случаях накопление отходов переходит в категорию хранения, и это нужно учитывать при заполнении декларации о плате.

Проектная организация решила выяснить, кто будет нести ответственность, если отходы не будут вывезены по вине федерального экологического оператора. (ПИСЬМО от 03 июля 2024 г. N 25-47/26838 О рассмотрении обращения)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 03 июля 2024 г. N 25-47/26838

О рассмотрении обращения


В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее — ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Роcатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее — федеральный оператор),
В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор».
Все информационное взаимодействие по организации надлежащего обращения с отходами I и II классов опасности, в том числе по заключению договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, осуществляется с применением функционала федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами [ и II классов опасности https://gisopvk.ru (далее — ФГИС ОПВК).

Функционал ФГИС ОПВК, позволяющий осуществлять полный цикл взаимодействия федерального оператора с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее — отходообразователи), направлен на осуществление полноценного контроля и учета за их обращением.
Для оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. № 1363 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (далее — форма типового договора).
Согласно предмету договора федеральный оператор обязуется принять отходы и оказать услуги по обращению с отходами — сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями формы типового договора определен исчерпывающий перечень условий, при наступлении которых сроки оказания услуг составят не более 240 дней с момента приема отходов на транспортирование, В иных случаях срок оказания услуг по договору составляет не более 60 дней с момента приема их на транспортирование (пункт 16 формы типового договора).
Сроки оказания услуг по договору являются предельными,
После заключения договора на оказание услуг у отходообразователя в случае возникновения потребности в вывозе отходов в личном кабинете ФГИС ОПВК доступна возможность направления заявки на вывоз отходов I и II классов опасности федеральному оператору согласно приложению № 1 (1) к договору.
При подписании и направлении заявки на вывоз отходов в ФГИС ОПВК для отходообразователей доступно поле «Комментарии», в котором при необходимости можно указать предельную дату накопления отходов.
Федеральный оператор учитывает указанные комментарии при согласовании заявки и дальнейшем ее выполнении.
Ответственность за соблюдением утвержденных территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сроков накопления отходов, возложена на отходообразователей.
В этой связи отходообразователю при организации обращения с отходами I и II классов опасности необходимо учитывать требования руководящих нормативных правовых актов, в том числе в части установленных предельных сроков накопления отходов, и заблаговременно — до истечения срока накопления отходов, заключить договор на оказание услуг с федеральным оператором и подать соответствующую заявку на вывоз отходов.
Таким образом, при своевременном заключении договора с федеральным оператором отходообразователь имеет возможность заполнения природоохранной отчетности, включая форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», и предоставления ее в уполномоченные органы в установленные сроки.

Заместитель директора Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере обращения с
отходами производства и потребления

В.В. Руденко

Письмо МПР России от 03.07.2024 N25-47/26838 О рассмотрении обращения (по вопросу организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности)