Контроль маркерных веществ в ПЭК

Многие специалисты, разрабатывающие программы производственного экологического контроля (ПЭК) для объектов II и III категории, задаются вопросом: нужно ли обязательно включать в план-график контроля маркерные вещества?  

Вроде ненужно, но в законе это прописано неявно. Я лично знаю предприятия которым за отсутствие маркерных веществ в плане графике выписывали штраф.  И  вот,  в ответ на запрос проектной организации,  МПР и РПН выдали свое видение по данному вопросу (Письмо МПР от 09.08.2024 №12-47/34869 О требованиях к программе ПЭК, Письмо РПН от 09.08.2024 №ВЧ-09-03-34/30810).   

На мой взгляд внимания заслуживает только письмо МПР,  по этому приведу его полностью. 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 09.08.2024 №12-47/34869

О требованиях к программе ПЭК

В соответствии с пунктом 5 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) при осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Согласно пункту 5 Правил разработки технологических нормативов, утвержденных приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89, маркерными веществами являются загрязняющие вещества, для которых установлены технологические показатели по наилучшим доступным технологиям (далее — НДТ) для выбросов, сбросов и в отношении которых разрабатываются технологические нормативы.
На основании пунктов 3, 10 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ расчет технологических нормативов необходим для получения комплексного экологического разрешения (далее- КЭР).
Обязанность по получению КЭР возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (пункт 1 статьи 31.1 Закона №7-ФЗ),
Также пунктом 12 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрена возможность получить КЭР юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ.


Учитывая изложенное, включение в программу ПЭК маркерных веществ необходимо для объектов I категории, а также для объектов II категории, получающих КЭР.


Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 утверждены требования к содержанию программы ПЭК, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее — Требования ПЭК),
В пункте I Требований ПЭК указано, что программа ПЭК разрабатывается по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия па окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, самостоятельно разрабатывают и утверждают программу ПЭК.
Таким образом, предприятие самостоятельно формирует План-график контроля стационарных источников выбросов с учетом особенностей технологических процессов и расположения источников выбросов на территории объекта в рамках, не противоречащих Требованиям ПЭК.
Также необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 16,2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК для каждого стационарною источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждою загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р.
Таким образом, при составлении программы ПЭК целесообразно учитывать необходимость указания в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК данных о выбросах загрязняющих веществ, необходимых для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По конкретным вопросам проведения ПЭК на объекте хозяйственной деятельности целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление государственного экологического контроля (надзора) орган государственной власти, осуществляющий прием отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на данном объекте.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных.

Заместитель директора Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и экологической
безопасности
П.Н. Мальчиков

Письмо МПР от 09.08.2024 №12-47/34869 О требованиях к программе ПЭК (о контроле маркерных веществ на объектах II и III категории)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *