Многие специалисты, разрабатывающие программы производственного экологического контроля (ПЭК) для объектов II и III категории, задаются вопросом: нужно ли обязательно включать в план-график контроля маркерные вещества?
Вроде ненужно, но в законе это прописано неявно. Я лично знаю предприятия которым за отсутствие маркерных веществ в плане графике выписывали штраф. И вот, в ответ на запрос проектной организации, МПР и РПН выдали свое видение по данному вопросу (Письмо МПР от 09.08.2024 №12-47/34869 О требованиях к программе ПЭК, Письмо РПН от 09.08.2024 №ВЧ-09-03-34/30810).
На мой взгляд внимания заслуживает только письмо МПР, по этому приведу его полностью.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 09.08.2024 №12-47/34869
О требованиях к программе ПЭК
В соответствии с пунктом 5 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) при осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Согласно пункту 5 Правил разработки технологических нормативов, утвержденных приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89, маркерными веществами являются загрязняющие вещества, для которых установлены технологические показатели по наилучшим доступным технологиям (далее — НДТ) для выбросов, сбросов и в отношении которых разрабатываются технологические нормативы.
На основании пунктов 3, 10 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ расчет технологических нормативов необходим для получения комплексного экологического разрешения (далее- КЭР).
Обязанность по получению КЭР возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (пункт 1 статьи 31.1 Закона №7-ФЗ),
Также пунктом 12 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрена возможность получить КЭР юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ.
Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 утверждены требования к содержанию программы ПЭК, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее — Требования ПЭК),
В пункте I Требований ПЭК указано, что программа ПЭК разрабатывается по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия па окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, самостоятельно разрабатывают и утверждают программу ПЭК.
Таким образом, предприятие самостоятельно формирует План-график контроля стационарных источников выбросов с учетом особенностей технологических процессов и расположения источников выбросов на территории объекта в рамках, не противоречащих Требованиям ПЭК.
Также необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 16,2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК для каждого стационарною источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждою загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р.
Таким образом, при составлении программы ПЭК целесообразно учитывать необходимость указания в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК данных о выбросах загрязняющих веществ, необходимых для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По конкретным вопросам проведения ПЭК на объекте хозяйственной деятельности целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление государственного экологического контроля (надзора) орган государственной власти, осуществляющий прием отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на данном объекте.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных.
Заместитель директора Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и экологической
безопасности
П.Н. Мальчиков
Добрый день! Сколько я ни читала само Распоряжение 2909 и письма МПР и РПН по его поводу, только больше запуталась (((я начинающий эколог, недавно на предприятии, без опытных коллег рядом). Подскажите, пожалуйста, надо ли нам какую-то документацию перерабатывать: мы предприятие второй категории, у нас инвентаризация выбросов от 2018г, проект ПДВ разработан на ее основе в 2019 г. Действующая с 2020 ДВОС, в которой в IV разделе уже присутствуют ЗВ из распоряжения.
В план -графике контроля нормативов выбросов указаны КХА раз в год и расчетный метод раз в 5 лет, но не на все ЗВ из расчета нормативов. Те ЗВ, что не вошли в план-график, частично есть в Распоряжении 2909, некоторых и там нет.
Надо ли мне что-то переделывать, или мы подходим под условия, где можно ничего не менять до 01.01.2027?
Добрый день, Мария
По хорошему нужно. Во первых с 2018 года поменялась методичка по разработке проектов инвентаризации выбросов (871 приказ мпр от 19.11.2021). Переделка инвентаризации тянет за собой все остальное соответственно НДВ, НМУ, ДВОС,
актуализация сведений в реестре. На это давался 1 год после вступления в силу приказа.
Можно не переделывать инвентаризацию тем у кого уже сделано в соответствии с новой методикой, т.е. учтены передвижные источники (вернее передвижных источников просто нет на предприятии), карты схемы сделаны в координатах МСК … . Может это ваш случай, а может и нет.
Что касается веществ, то до распоряжения 2909-р было постановление 1316-р в котором был перечень веществ подлежащих регулированию (и он был очень обширным). Новое постановление просто немного расширяет старый список веществ. Если у вас нет специфических веществ (к примеру пыли абразивной, сажи, … ) которые добавились к предыдущему списку, то у вас в декларации будут указаны все вещества по которым устанавливаются нормативы.
Хотите проверить откройте декларацию и инвентаризацию и сверьте все ли вещества из инвентаризации есть в декларации. А если каких-то названий не найдете в декларации, проверьте эти вещества по распоряжению 2909-р. И сразу поймете все ли вещества у вас учтены или нет.
Да, у нас есть и пыль абразивная (очень мало- 2 ист.), и др. вещества, которые не включены в декларацию и в план-график по причине того, что они тогда не подлежали нормированию, не входили в перечень по 1316-р.
Просто не понимаю, насколько это ОБЯЗАТЕЛЬНО все переделывать, если в по 2909-р сказано про 2027г ?
Я правильно понимаю, что те вещества, отсутствующие в ДВОС, но которые есть в перечне 2909 и вступили в силу с 2024 года, должны быть обязательно, а те что добавляются с 2025 года, могут быть отложены до 2027 года, но и включены во всю документацию уже сейчас (если придется все переделывать)?
По поводу 871 приказа и транспорта — есть легковые автомобили, которые стоят и обслуживаются в сторонних организациях за пределами пром.площадки.
Добрый день, Мария
в распоряжении 2029-р указано, что часть веществ вводится с 2024 года, часть с 2025. К примеру оксид железа, который летит при заточных и отрезных работах уже включен.
В 96-фз написано «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух»
Вещество имеется в действующем списке 2909-р, все будь добор установи нормативы. В законе нет понятия «да у нас только 2 источника и там мало».
Дальше на ваше усмотрение. Можете не делать, при проверке вам выкатят штраф. Если проверки не будет, то и штрафа не будет. Остается только сверхнормативные платежи по данным веществам (у вас их немного).
Дальше делаете выводы о рисках и либо разрабатываете документацию, либо нет (а еще лучше докладываете руководству пусть они на себя риск берут).
Вещества которые еще не вступили в силу можно закладывать в документацию уже сейчас. По этому поводу были разъяснительные письма.
Если только легковые, то инвентаризацию из-за передвижных источников можно не переделывать. Но в 871 приказе есть еще некоторые тонкости, к примеру карта должна быть выполнена в координатах единого реестра недвижимости (раньше такого требования не было). А дальше все тот же риск, на это могут обратить внимание при проверке, а могут и нет. И никто вам не скажет как сделать, это риск.
Добрый день! Спасибо большое, уважаемый Админ!
Очень много полезной информации нашла на Вашем сайте, первым делом сюда захожу в поиске ответов))) Жаль, у Вас статьи про ПДВ и инвентаризацию воздуха как раз отсутствуют в разделе проектирования, но за все остальное большая Вам благодарность!
Не совсем поняла: «Если проверки не будет, то и штрафа не будет. Остается только сверхнормативные платежи по данным веществам (у вас их немного).» — В расчете платы за 24 год я же буду только вещества из ДВОС указывать? (расчет платы я еще тоже не делала ни разу)
А если предположить, что мы успеем до конца года провести новую инвентаризацию, новый проект НДВ, актуализировать ДВОС и объект НВОС, тогда……»новые ЗВ» до начала действия новой ДВОС будут считаться по сверхнормативу, а после уже без, да?
Простите, пожалуйста, за такое количество вопросов, я просто совсем «зеленый» эколог.
Добрый день, Мария
Просто так оштрафовать не могут, только в результате проверки (выездная или не выездная не важно). Исключения составляют только следующие пункты КоАП:
3.6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.5.1, 8.41 и 8.41.1 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в материалах, имеющихся или поступивших в орган, осуществляющий государственный экологический надзор, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В расчете платы вы указываете вещества которые у вас выбрасывались в течении года (и на которые установлена ставка платы), невзирая на то есть ли они в ДВОС. ДВОС это разрешение. Все что выброшено в рамках ДВОС считается в с коэф 1, сверх с коэф 100.
Если разработаете новую инвентаризацию и прочую документацию, то в платеж разобъёте на несколько периодов и в каждом укажите выбросы которые были в данный период и разрешения действующие в данный период.