Заполнение раздела 7 «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений».

Данный раздел является по сути основным. В принципе не понятно для чего нужны были предыдущие разделы (наверно для эстетической красоты и возможности цепляться при проверках).  Данный раздел содержит информацию о том что,  когда и по каким параметрам мы должны контролировать. Так как для контроля у нас есть воздух, вода и отходы, данный раздел логически делиться на 3 подраздела:

Заполнение подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»

В состав подраздела по контролю атмосферного воздуха должны входить два плана графика и информация о нормативных документах:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

План-график контроля стационарных источников выбросов

План-график контроля стационарных источников выбросов должен содержать номер и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

К сожалению взять в готовом виде данный план-график негде. Вам придется его сформировать самостоятельно включив в него ту информацию которая описаны выше. Давайте неспеша разберемся какие источники и вещества должны контролироваться?

Согласно пункту 9.1.1. Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 N 74 (как и приказа №109 от 18.02.2022)  в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Пункт конечно шедевральный, ну да ладно. И так мы должны учесть вещества, присутствующие в выбросах (в том числе маркерные) и на которые установлены нормативы.  Для объектов I, III категории нормативы устанавливаются только на вещества I, II класс. Для объектов II категории нормативы устанавливаются на все вещества подлежащие государственному регулированию в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-Р.

Согласно пункту 5, статьи 67, 7-ФЗ «Об охранен окружающей среды» — при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

Так как федеральный закон у нас имеет статус выше чем приказ МПР, то маркерные вещества нужно контролировать обязательно. Маркерные вещества для конкретных технологий, можно найти в справочниках наилучших доступных технологий НДТ на сайте «Бюро наилучших доступных технологий». На указанном сайте нам необходимо выбрать тематический справочник, к примеру «ИТС 38 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии».

Бюро НДТ

Открываем справочник и смотрим раздел «Б Перечень маркерных веществ» и видим необходимый нам маркерные вещества.

Маркерные вещества

С веществами более-менее разобрались.  Теперь попробуем разобраться все ли источники нам нужно контролировать.

Согласно пункту 9.1.2 Приказа МПР №74 (как и приказа №109) в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

И так нам нужно оценить какие источники нам формируют приземную концентрацию на границе территории концентрацию 0,1 ПДКмр. Сделать это можно 2 способами. Первый, непосредственно провести расчеты рассеивания каждого источника и второй детальным анализом расчетов рассеивания проекта нормативов допустимого выброса (ПДВ). Сразу оговоримся, что второй способ применим только ограничено (только для небольших предприятий).

И так для выявления источников формирующих концентрацию более 0,1 ПДКмр, первым способом необходимо воспользоваться специализированными программами (к сожалению они все платные и довольно дорогие). Наиболее распространены программы фирмы Интеграл (УПРЗА «Эколог»)  и Экологический центр (УПРЗА «ЭКОцентр – Стандарт»). Здесь мы не будем рассматривать непосредственно процесс проведения расчета рассеивании по данным программа. В сети интернет много роликов и инструкция по данному вопросу. Я понимаю, что это дорого, долго и тяжело, но что поделать в некоторых случаях это единственный способ.    

Давайте подробно рассмотрим второй способ, детального анализа расчётов рассеивания проектов ПДВ. Для этого давайте рассмотрим сначала структуру отчета расчета рассеивания, сформированного программой Интеграл.

Отчет фирмы интеграл

Типы точек

0 - расчетная точка пользователя
1 - точка на границе охранной зоны
2 - точка на границе производственной зоны
3 - точка на границе СЗЗ
4 - на границе жилой зоны
5 - на границе застройки
6 - точки квотирования

И так в данной таблице нас интересуют значения концентраций на границе предприятия, поэтому смотрим тип точки 2 «точка на границе производственной зоны» (смотрите последний столбец).  Концентрация в данной точке выраженная в долях ПДКмр в нашем случае составляет 0,98. Необходимо понимать, что в данной таблице указана суммарная концентрация, создаваемая всеми источниками предприятия, а также фоном создаваемым внешними факторами. Для того чтобы понять какой вклад вносят конкретные источники смотрим ниже информацию по вкладам.  В нашем случае источник 103, вносит вклад 0,54ПДК.  Получается, что данный источник должен контролироваться так ка формирует концентрацию более 0,1. Но как узнать не вносят ли еще какие-либо источники также концентрацию более 0,1.  В нашем случае общая концентрация на границе 0,98ПДК, фоновый вклад 0,43ПДК,  вклад источника 103 составляет 0,54ПДК, получается что все остальные источники в сумме дают вклад 0,98-0,43-0,54=0,01ПДК.  Получается оставшийся вклад по источникам меньше 0,1. Иногда в проектах ПДВ расписан вклад больше одного источника,  что позволяет уточнить вклад и других источников.

Проведя так образом анализ по всем веществам можно выделить источники которые вносят вклад на границе территории больше 0,1ПДКмр. К сожалению данным методом вам не удастся получить результата, если источников много и все они дают большой вклад, но для небольших предприятий такой способ вполне рабочий.

Конечно более приемлемым является первый способ проведение прямого расчета рассеивания отдельно по каждому источнику. При этом мы будем иметь четкую картину, но как говорится все по возможности.

И так мы определились какие источники у нас выходят на контроль, определились какие вещества у нас контролируются, осталось понять каким методом и с какой периодичностью нужно контролировать.

Согласно пункта 9.1.3 приказа МПР №74 (как и приказа №109) — расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций

Узнать информацию по возможности осуществления контроля инструментальным способом можно путем прямого запроса в региональные лаборатории о возможности замерить данное вещество. Также перечень действующих методик измерения можно посмотреть в системе ФГИС «АРШИН» и на сайте Федерального центра анализа.

Если у вас параметры выбросов не позволяют провести измерение то мы можем использовать расчетный метод. К основным критерием невозможности проведения измерений является: Высокая температура, высокая или сверх низкой скорости потока, сверхнизкое или сверхвысокое давление в трубе. Также к таким параметрам можно отнести физическую невозможность произвести замер или отсутствие ламинарного участка трубы (чтобы поток был равномерным), слишком маленький диаметр трубы (менее 100 мм).  Информацию по требованиям к выбору точек измерения можно посмотреть в пункте 1 ГОСТ 12.3.018-79 «Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ. Методы аэродинамических испытаний».

Так же нужно учитывать, что неорганизованные источники контролируется исключительно расчетным методом (если трубы нет, значит помереть нельзя).

В приказе МПР №74 (как и в приказе №109) нет указаний по выбору периодичности проведения контроля стационарных источников, так что можно вполне поставить 1 раз в год. Единственно, что можно учесть это необходимость контролировать ПГУ не менее 2 раз в год согласно Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. N 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» (Хотя данный документ не относится напрямую к программе производственного экологического контроля, а относится скорее к производственному контролю).   

План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, должен содержать: 

  • адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения
  • перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ
  • методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
  • периодичность отбора проб атмосферного воздуха

Кто должен осуществлять наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха?

Данный вид контроля должны осуществлять только организации, которые включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».  Проверить,  есть ли вы в реестре можно на нашем сайте или поискать на сайте РПН.

И так если вы нашли себя и свой объект в списке вам нужно разработать план –график наблюдений.

Какие же вещества нужно контролировать в атмосферном воздухе и где. 

С ответом на этот вопрос можно найти в пункту 7.4 ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов».  Наблюдения проводят по маркерным ЗВ, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК.   От себя хотел бы добавить, что желательно смотреть не только на границе СЗЗ но и на ближайшей жилой зоне концентрацию более 0,1ПДК.

Как уже указывалась ранее проверить какие вещества дают концентрацию более 0,1ПДК на границе СЗЗ и жилой зоне можно либо проведя расчеты рассеивания, либо проведя анализ расчета рассеивания в проекте ПДВ.  В этот раз нас будут интересовать типы точек 3,4 (санитарно-защитная зона,  жилая зона). Собственно смотрим какие вещества дают концентрацию больше 0,1 те и контролируем. В данном случае нас не интересует какой источник, какой вклад дает, важна как раз суммарная концентрация от всех источников.

Точки для контроля атмосферного воздуха выбираются по сторонам света (чаще всего 4 шт.), но не строго, а с привязкой к ближайшему жилью.  Ну и нужно смотреть чтобы вы в данную точку вообще могли попасть (не стоит ставить ее на территории соседнего предприятия,  посреди дороги или посреди речки). 

Периодичность отбора проб ставим 1 раз в год (если у вас нет предписаний от гос органов о более частом контроле).

В общем на этом по воздуху все.

Заполнение раздела «перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.»

В данном разделе просто информативно приводим нормативные документы, которыми нужно руководствоваться при проведении контроля.

Мы обычно приводим такой список: ГОСТ 17.2.4.02-81; ГОСТ 17.2.3.01-86; РД 52.04.186-89; РД 52.04.59-85; ПНДФ 12.1.2-99; ПНДФ 13.1.6-97; ПНДФ 13.1.8-97; ПНД Ф 13.1:2:3.25-99; ПНД Ф 13.1:2:3.59-07; ФР.1.31.2004.01259; РД 52.04.792-2014; РД 52.04.794-2014; РД 52.04.795-2014; РД 52.04.831-2015; РД 52.04.823-2015; ГОСТ 33007-2014.