Минприроды России выпустило разъяснение по поводу возможности использования отходов шин и покрышек. По мнению МПР использование отработанных автомобильных шин в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в части, не противоречащей Закону N 7-ФЗ, Земельному кодексу, Закону N 89-ФЗ, Перечню отходов запрещенных к размещению.

ПокрышкиМИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2021 г. N 25-50/14900-ОГ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТРАБОТАННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

 

Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу использования отработанных автомобильных шин и сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее — Закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО).

ФККО включает в себя, в том числе: «шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4), «шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом» (код 9 21 112 11 52 4), «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4), «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4), «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (код 9 21 130 01 50 4).

Указанные виды отходов относятся к IV классу опасности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) запрещается размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Также положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N 1589-р (далее — Перечень).

В Перечень в первую очередь включены: лом черных и цветных металлов, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина. Всего в Перечне 182 пункта. С 2019 года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть. С 2019 года — отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с 2021 года — компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, использование отработанных автомобильных шин в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в части, не противоречащей Закону N 7-ФЗ, Земельному кодексу, Закону N 89-ФЗ, Перечню.

Кроме того, в целях вовлечения во вторичный оборот отходов Правительством Российской Федерации 28 декабря 2020 г. N 12888п-П11 принята Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — Концепция), определяющая основные подходы к трансформации государственного регулирования в целях создания эффективной модели расширенной ответственности производителей (далее — РОП), 31 марта 2021 г. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко утверждена Дорожная карта по реализации Концепции (N 2915п-П11), в рамках исполнения которой будет обеспечено установление требований к сбору и утилизации отходов, «экологичности» упаковки, использованию вторичного сырья при производстве товаров, а также подготовлен каталог технологий утилизации отходов и производства товаров с использованием вторичного сырья.

Также Минприроды России начало работу с бизнес-ассоциациями для формирования объективных представлений о текущей ситуации в Российской Федерации, выделения проблемных вопросов, наиболее актуальных направлений развития отрасли обращения с отходами и формирования рынка вторичного сырья в Российской Федерации (в том числе по направлению шины и резинотехнические изделия).

 

Заместитель директора

Департамента государственной политики

и регулирования в сфере обращения

с отходами производства и потребления

Б.В.ФРАНЦУЗОВ

Письмо Минприроды России от 26.10.2021 N 25-50/14900-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу использования отработанных автомобильных шин»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *