В ответ за запрос проектной организации Минприроды дали свои пояснения по вопросу заполнения документов для КЭР при отсутствии утвержденных на законодательном уровне технологических нормативов (Письмо Минприроды России от 08.09.2023 N 12-53/34257 О расчете технологических нормативов). Вопрос очень не праздный учитывая оставшийся срок до которого все объекты I категории должны получить КЭР. На данный момент по стране получено лишь 262 комплексных экологических разрешения (информация из Публичного реестра КЭР), что очень скромно учитывая, что действующих объектов I категории сейчас числится 6010 шт.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 08 сентября 2023 г. N 12-53/34257
О расчете технологических нормативов
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР.
Согласно нормам статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ, до 01.01.2025 обязаны получить КЭР.
Правила разработки технологических нормативов утверждены приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89 (далее — Правила № 89).
Пунктом 5 Правил № 89 определено, что технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона № 7-ФЗ технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, и устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей НДТ, КЭР, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона № 7-ФЗ технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 Закона № 7-ФЗ не позднее шести
месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по НДТ, предусмотренным статьей 28.1 Закона № 7-ФЗ.
В этой связи технологические нормативы могут быть разработаны и включены в состав заявки на получение КЭР на основе технологических показателей, установленных нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии Правилами определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1458, федеральным органом исполнительной власти, который определяет технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве НДТ для конкретной области применения и который создаёт соответствующие технические рабочие группы, определен Минпромторг России.
Таким образом, вопросы по разработке, утверждению информационно-технических справочников по НДТ и включению в них технологических показателей НДТ целесообразно направить в адрес Минпромторга России.
Актуализация информационно-технических справочников по НДТ осуществляется в соответствии с поэтапным графиком актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2022 № 1537-р.
Отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР, кроме расчетов технологических нормативов, содержит в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
И. О. Директора Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и экологической
безопасности
О.Б. Латонова